В последнее время российские органы государственной власти проявляют все больший интерес в использовании систем электронной торговли, поскольку с их помощью гораздо эффективнее решаются многие задачи в области управления и планирования. Поэтому государство стимулирует развитие подобных систем, в связи с чем функционал систем постоянно растет, как повышается и сложность задач, которые они решают. Сейчас наметился переход от использования традиционных систем электронных госзакупок к использованию информационно-маркетинговых центров (ИМЦ).
От системы электронных госзакупок ИМЦ отличается более широким функционалом, что позволяет решать гораздо больший объем задач в сфере экономики. Электронная торговая площадка является лишь одним из элементов общероссийской системы ИМЦ. Помимо осуществления госзакупок, информационно-маркетинговый центр обеспечивает документальное оформление отношений с поставщиками с использованием электронного документооборота и ЭЦП, контролирует процесс исполнения государственных контрактов, ведет историю взаимоотношений с поставщиками, осуществляет анализ состояния экономики региона, предоставляет услуги по закупке сырья и сбыту готовой продукции региональных промышленных предприятий и предприятий малого и среднего бизнеса и многие другие.
Наиболее целесообразным видится применение ИМЦ на региональном и муниципальном уровнях. Значительная часть российских регионов находится в непростой экономической ситуации и способна существовать лишь при финансовой поддержке федерального центра. Работа ИМЦ позволит оптимизировать процесс расходования средств регионального бюджета и обеспечить без потери качества получения большего объема товаров и услуг за счет достижения более выгодных условий работы с поставщиками. С другой стороны работа ИМЦ позволит стимулировать товарооборот региональных производителей, что активизирует развитие экономики региона и повысит поступления в областной бюджет. С появлением ИМЦ у региональных администраций появляется больше возможностей обеспечить собственные потребности за счет тех же промышленно-хозяйственных ресурсов. Таким образом, регион способен приобрести экономическую самостоятельность и перестать быть зависимым от федерального правительства.
Проект построения системы информационно-маркетинговых центров является частью Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия». Проект предусматривает создание ИМЦ в каждом российском регионе и объединение всех региональных ИМЦ в единую информационную инфраструктуру. Исполнителями по данным мероприятиям назначены Институт Системного Анализа (ИСА) РАН и компания Cognitive Technologies. Этими организациями уже начаты первые проекты по внедрению ИМЦ в пилотных зонах на основе разработанных типовых решений, формирующих информационную инфраструктуру Центра.
Задачи ИМЦ
Основными задачами ИМЦ субъекта РФ являются:
построение эффективной системы осуществления государственных закупок;
создание механизмов стимулирования экономического развития региона РФ, развитие международного и межрегионального взаимодействия, а также отраслевых рынков;
создание механизма поддержки и стимулирования малого и среднего бизнеса;
формирование эффективного инструмента анализа и регулирования экономики региона
Конечным результатом работ в рамках ФЦП «Электронная Россия (20022010 годы)» по этим направлениям должно стать создание общероссийской системы ИМЦ (ОС ИМЦ) и запуск электронных торговых площадок B2G и B2B, имеющих региональную и отраслевую специфику и покрывающих потребности каждого конкретного региона во внутри- и межрегиональных торговых операциях, международных торговых отношениях, информационно-маркетинговом обеспечении, консалтинге, сертификации в области электронной торговли и т.д.
Будет создана единая интегрированная информационная инфраструктура электронной торговли, обеспечено комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере поставок продукции для государственных нужд, стандартизованного электронного документооборота торговых операций, единых баз данных предприятий, товаров и услуг и система их поддержки. Такая система существенно повысит эффективность использования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации при осуществлении государственных закупок, значительно уменьшит издержки государственных заказчиков при проведении конкурсов, сократит потери и злоупотребления. Ожидается, что экономия бюджетных средств после внедрения системы составит примерно 15 процентов.
Функции ИМЦ
Прямыми функциями ИМЦ являются:
Организация и проведение конкурсов по закупкам для государственных нужд;
Проведение и контроль торговых операций между коммерческими организациями;
Создание и ведение информационного фонда;
Информационное обслуживание пользователей;
Маркетинг: исследования рынка, анализ возможностей предприятий, разработка маркетинговой стратегии и программы;
документационное обеспечение торговых операций;
поддержка выполнения финансовых операций;
ведение и предоставление интернет-ресурсов;
взаимодействие с другими информационными системами, в том числе торговыми;
Аналитическая поддержка, обработка и анализ данных.
ИМЦ, помимо функции организаторов торгов по государственным закупкам и торгов между коммерческими организациями, будет выполнять ряд обеспечивающих функций:
лицензирование в сфере проведения электронных торгов;
инициативы по гармонизации законодательства в области электронной торговли, в том числе с учётом вступления в ВТО;
предоставление в соответствии с полномочиями информации об участниках рынка (типы, частота и состав сделок, надежности партнеров и др.);
сбор информации об отраслевых финансовых и товарных потоках (внутренние потоки в регионе, внешние коммерческие потоки и входящие потоки по государственным торгам);
консалтинг в сфере электронной торговли на территории региона, а также РФ в целом;
предоставление услуг Удостоверяющего Центра по защите информации для систем электронной коммерции на основе электронной цифровой подписи и цифровых сертификаов.
Контуры взаимодействия ИМЦ
В рамках выполнения перечисленных задач возникает ряд контуров взаимодействия ИМЦ с клиентами, партнёрами и внешними информационными системами:
торговый контур включает все вопросы, связанные с предоставлением услуг организатора торгов и конкурсов;
маркетинговый контур включает блок задач, связанных с предоставлением маркетинговых услуг;
консалтинговый контур решает задачи, связанные с консультированием клиентов по вопросам организации торговли и использования инфраструктуры ИМЦ;
информационный контур включает задачи, связанные с формированием, хранением и предоставлением информации;
аналитический контур включает задачи, связанные с аналитической обработкой информации;
документационный контур включает задачи, связанные с документационным сопровождением торговых операций и обеспечением деятельности ИМЦ.
В рамках Торгового контура ИМЦ реализуются следующие задачи:
проведение конкурсных торгов (рассылка предложения, сбор заявок, процедура определения победителя, объявление результатов конкурса);
проведение двусторонних торгов в режиме встречных заявок;
фиксация заключенных сделок, возникновения обязательств по ним;
организация взаимодействия с обеспечивающей инфраструктурой расчетные системы, банки, страховые компании.
Маркетинговый контур решает блок задач по продвижению товаров:
комплексное исследование рынка, разработка маркетинговых стратегий и программ, организация и контроль маркетинговой деятельности
организация маркетинговых исследований в интересах органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, инвесторов по анализу производства товаров (услуг), производственно-сбытовых возможностей предприятий производителей, прогнозу продаж и потребностям рынка;
организация доставки маркетинговой информации целевым потребителям;
организация первичных контактов потенциальных участников сделки, развитие производственных и научно технических связей.
Консалтинговый контур охватывает все задачи, связанные с консультированием клиентов. В качестве примеров можно привести следующие направления услуг данного типа:
консультирование по процедурам допуска к торгам и использованию системы электронных торгов;
консультирование по формированию каналов движения товаров, системе логистики, экспедиционно-транспортного и таможенного обслуживания, управлению электронным документооборотом;
организация консультирования по юридическим и финансовым вопросам, страхованию рисков, организации защиты информации в системе ИМЦ.
Информационный контур включает задачи, связанные с формированием, хранением и предоставлением информации:
предоставление пользователям интернет ресурсов (электронная почта, хранение электронных документов, организация web представительств и т.п.);
управление информационным наполнением веб-сайтов пользователей и ИМЦ в интернет-портале и автоматическая публикация на них текущих документов;
формирование информационной базы о товарах и услугах;
формирование информационной базы по предприятиям субъекта РФ;
ведение архива документов по проведенным торговым операциям.
Аналитический контур включает задачи, связанные аналитической обработкой информации:
анализ состояния и прогноз развития ресурсов, проведение анализа товарно-материальных потребностей региона;
разработка математических моделей, методов и алгоритмов, используемых для анализа рынка товаров и услуг;
предоставление аналитических отчетов по произведенным торгам с учетом складывающегося состояния рынка, определение тенденций изменения цен на рынке, проведение анализа работы торгующих предприятий;
формирование статистической и аналитической информации по роду деятельности ИМЦ;
мониторинг СМИ, информационных ресурсов государственных органов, учреждений и организаций.
Документационный контур включает задачи, связанные с документационным сопровождением торговых операций и обеспечением деятельности ИМЦ:
обеспечение в электронном виде внешнего документооборота (взаимодействие с внешними пользователями и партнёрами, связь с межрегиональным ИМЦ и другими ИМЦ, а также с другими организациями и предприятиями);
обеспечение внутреннего документооборота (документационная поддержка внутренних бизнес-процессов ИМЦ);
формирование документов для организации торгов и конкурсов (положения, спецификации, технические задания, прочие документы);
документационная поддержка проведения сделки, включая заключение контракта.
Состав и объемы соответствующих услуг определяются клиентом. Также необходимо отметить, что предоставление услуг каждого вида может осуществляться как средствами электронного доступа, так и при непосредственном контакте клиентов с сотрудниками ИМЦ.
ИМЦ, как хозяйствующий субъект, строит свои отношения с пользователями и партнёрами на договорной основе, формируя для реализации поставленных задач всевозможные финансовые, информационные, производственные и иные связи. Схема взаимодействия ИМЦ с пользователями по организации закупок представлена на втором рисунке.
Схема взаимодействия ИМЦ с пользователями по организации закупок
ИМЦ конкретного субъекта РФ в ходе своей деятельности взаимодействует со следующими пользователями и партнёрами:
Администрация субъекта РФ и/или муниципального образования в качестве государственного закупщика и пользователя услуг;
Организации, государственные и коммерческие предприятия в качестве потенциальных продавцов, покупателей и пользователей услуг;
Межрегиональный ИМЦ, ИМЦ других субъектов РФ, как единая организационная, функциональная и технологическая основа, обеспечивающая функционирование и развитие СИМЦ, организацию взаимодействия на международном и межрегиональном уровнях;
Иные торговые системы для организации взаимодействия, в том числе с пользователями региональных и специализированных продуктовоориентированных торговых площадок;
Страховые компании в качестве партнёра по страхованию операций, осуществляемых при участии ИМЦ;
Платежные системы и банки в качестве партнёра по проведению финансовых операций;
Экспедиторские компании в качестве партнёра по оказанию транспортных услуг;
Удостоверяющий центр в качестве партнёра по защите информационного взаимодействия (электронная цифровая подпись и шифрование);
Консультационные и юридические компании в качестве партнёра по оказанию консультационных и юридических услуг пользователям.
Схема взаимодействия ИМЦ с внешними организациями
Прямые функции ИМЦ
Прямыми функциями ИМЦ являются:
Организация и проведение конкурсов по закупкам для государственных нужд;
Проведение и контроль торговых операций между коммерческими организациями;
Создание и ведение информационного фонда ИМЦ;
Информационное обслуживание пользователей;
Маркетинг исследование рынка, анализ возможностей предприятий, разработка маркетинговой стратегии и программы;
документационное обеспечение торговых операций;
поддержка выполнения финансовых операций;
ведение и предоставление интернет-ресурсов;
взаимодействие с другими информационными системами, в том числе торговыми;
Аналитическая поддержка, обработка и анализ данных.
ИМЦ, помимо функции организаторов торгов по государственным закупкам для субъекта РФ и торгов между коммерческими организациями, будет выполнять ряд обеспечивающих функций:
лицензирование в сфере проведения электронных торгов;
инициативы по гармонизации законодательства в области электронной торговли, в том числе с учётом вступления в ВТО;
предоставление в соответствии с полномочиями информации об участниках рынка (типы, частота и состав сделок, надежность партнера и др);
сбор информации об отраслевых финансовых и товарных потоках (внутренние потоки в регионе, внешние коммерческие потоки и входящие потоки по государственным торгам);
консалтинг в сфере электронной торговли в РФ (во взаимодействии с общероссийской системой ИМЦ), а также на территории региона в целом;
предоставление услуг Удостоверяющего Центра по защите информации для систем электронной коммерции на основе электронной цифровой подписи и цифровых сертификатов.
Специализированные комплексы автоматизации
Реализация основных задач ИМЦ субъекта РФ предполагает создание специализированных комплексов средств автоматизации, объединяемых в рамках следующих функциональных подсистем:
«Информационный фонд» подсистема, обеспечивающая формирование и ведение баз данных «Регистр предприятий», «Регистр товаров и услуг», одновременную поддержку классификаторов товаров и услуг с различной структурой хранения и возможностью описания свойств позиций классификатора и его характеристик. Позволяет заводить, отслеживать и корректировать номенклатуру товаров и услуг одновременно с привязкой ко всем или выборочным классификаторам, а также к предприятиям.
«Электронная торговая площадка» подсистема для обеспечения проведения торгов в сфере B2G и B2B с использованием инфокоммуникационных технологий. Предоставляет возможность участникам торговли продавцам и покупателям инициировать и исполнять сделки по покупке/продаже товаров и услуг непосредственно на электронной торговой площадке с использованием Интернет.
«Документооборот торговых операций» подсистема для обеспечения в электроном виде внешнего (взаимодействие с внешними пользователями и партнёрами, связь с Межрегиональным ИМЦ и другими ИМЦ, а также с другими организациями и предприятиями) и внутреннего (документационная поддержка внутренних бизнес-процессов ИМЦ) документооборота. Главной функцией внешнего документооборота ИМЦ является документационная поддержка всех процессов, связанных с организацией и обеспечением электронной торговли, включая объявление, проведение и подведение итогов конкурсов всех видов (открытого, закрытого и пр.). Важной частью внешнего документооборота является информационное взаимодействие с системами документооборота других предприятий, прежде всего, других ИМЦ. Внутренний документооборот ИМЦ обеспечивает эффективную технологию оперативной работы с документами, коммуникации между сотрудниками ИМЦ в объёме функций корпоративной системы документооборота. Подсистема обеспечивает документальное оформление каждого этапа жизненного цикла документов внешнего и внутреннего документооборота.
«Электронный архив» подсистема, предназначенная для организации и ведения безбумажного архива документов, повышения надежности хранения документов и создания эффективной технологии оперативной работы с архивом документов.
«Информационно-аналитическая подсистема» подсистема формирует статистическую и аналитическую информацию по роду деятельности ИМЦ и обеспечивает пользовательский доступ к информационным и аналитическим ресурсам системы ИМЦ, представляемым в виде текстовой, картографической информации, диаграмм и таблиц. Включает в себя функции мониторинга СМИ, информационных ресурсов государственных органов, учреждений и организаций, в том числе зарубежных.
«Интернет портал» предназначен для оперативного представления в глобальной сети Интернет комплекса информационных ресурсов ИМЦ со сводными, отчетными данными по различным аспектам деятельности ИМЦ, типовыми документами и т.п.. В дальнейшем предполагается поддерживать оперативное взаимодействие между Межрегиональным ИМЦ и региональными ИМЦ в рамках общероссийской СИМЦ. Обеспечивает информационно-справочное обслуживание пользователей ИМЦ в оперативном режиме, доступ к правовой информации и юридическим изданиям в электронном виде, поддержание в актуальном состоянии правовых баз, а также взаимодействие в рамках СИМЦ пользователей различных ИМЦ с использованием современных технологий и связи.
Подсистема поддержки внутренней деятельности, обеспечивающая автоматизацию деятельности сотрудников ИМЦ. Включает в себя традиционные компоненты финансовое обеспечение, кадры, учёт материальных ресурсов, документооборот и т.п.
«Подсистема обучения» подсистема, предназначенная для информационной и технической поддержки процессов разработки и реализации программ профессионального образования сотрудников и пользователей ИМЦ, обучения их новейшим информационным технологиям с использованием компьютерных средств дистанционного обучения.
«Подсистема обеспечения информационной безопасности». Обеспечение информационной безопасности реализуется комплексом организационных, правовых и инженерно-технических решений с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации, подтверждением авторства и целостности электронного документа электронной цифровой подписью, антивирусными средствами защиты, архивированием и восстановление данных, обеспечивающим защиту конфиденциальной информации, системы в целом и ее компонентов от несанкционированного доступа.
Вышеперечисленные подсистемы, можно объединить в следующие группы (рис.4):
Основной блок решение задач, связанных с основной деятельностью ИМЦ, как организатора торгов и центра по сбору, обработке и предоставлению маркетинговой информации. Этот блок практически полностью покрывает по функционалу маркетинговый, документационный и торговый контуры ИМЦ;
Внутренний блок обеспечение функционирования ИМЦ, автоматизация кадровых, финансовых, бухгалтерских процессов и пр. задач;
Обеспечивающий блок служит для предоставления информационно-аналитических услуг и услуг по обучению и сертификации. Блок в большей степени покрывает консалтинговый, информационный и аналитический контуры;
Прочие, не вошедшие в вышеперечисленные группы подсистемы:
Подсистема обеспечения информационной безопасности охватывает все блоки.
Интернет портал, подсистема связи и передачи данных являются шлюзом, обеспечивающим взаимодействие с внешней средой, включая доступ к информационным ресурсам и представление ИМЦ в Интернет.
Состав подсистемы ИМЦ
Внедрения ИМЦ
В 2003 году разработана первая очередь ИМЦ в составе подсистем «Информационный фонд», «Электронная торговая площадка», «Документооборот торговых операций» и «Подсистема обучения».
До конца 2004 года информационно-маркетинговые центры будут сформированы в 15 российских регионах. В настоящее время первый ИМЦ создан во Владимирской области.
Начаты работы по развертыванию ИМЦ в следующих регионах: