Правки законодательства под ИТ пока заменяет пропаганда
На сайте Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) был опубликован проект федеральной целевой программы «Электронная Россия» на период 20022010 гг. Здесь, в частности, «предусматривается реализация комплекса мер по повышению открытости государства на федеральном, региональном и местном уровнях, основными принципами которой должны стать: открытость процедур и результатов государственных закупок, продаж, что предусматривает обязательную публикацию (в сети интернет) сообщений об условиях и результатах проводимых тендеров и конкурсов на закупку товаров и услуг, продажу государственного имущества, предоставление квот и лицензий на разработку, добычу и экспорт природных ресурсов и др.». В программе также указано, что «нецелесообразно ждать чужих разработок передовых технологий, а затем догонять или закупать их».
Специалисты МЭРТ, опираясь на международный опыт, справедливо полагают, что создание систем электронной торговли для государственных нужд позволит в среднем экономить около 15% бюджетных средств по стране в целом за счет повышения прозрачности процедур и уменьшения злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Разработчики некоторых систем электронных госзакупок обещают, что эффект от их внедрения и использования будет еще значительнее и затраты на проведение госзакупок снизятся на 2040%. Опыт 20022003 гг. подтвердил, что такая экономия достижима.
Позиция разработчиков программы «Электронная Россия» сводится к поэтапному созданию единой прозрачной системы е-госзакупок и замены ею действующей системы госзакупок. Это должно приводить (и, как показал опыт регионов-лидеров, приводит) к вытеснению неэффективных форм, процедур и операций госзакупок и переводу их на электронные «рельсы». «В этом направлении получены первые положительные результаты, сообщил CNews.ru в своем интервью Александр Карпачев, президент корпорации „Парус“. Первые 12 регионов стали активно сотрудничать в построении таких систем в рамках ФЦП „Электронная Россия“, Министерство экономического развития и торговли поддержало эти начинания и выделило необходимые финансовые ресурсы. Результаты, достигнутые в ходе пилотных проектов, показали, что „электронные“ госзакупки эффективны. И это очень важно».
Внедрение в России системы электронных госзакупок, безусловно, предполагает значительные инвестиционные и технологические риски. С целью их минимизации еще на стадии разработки предполагается действовать, опираясь на мировые тенденции развертывания аналогичных систем в госсекторе, а именно система е-госзакупок призвана учитывать:
сложившуюся систему взаимодействия государственных заказчиков, поставщиков и контролирующих организаций;
сформировавшиеся потоки товаров (работ, услуг), финансовых средств, информации;
нормы, процедуры и правила ведения торгов, установленные действующим законодательством и сложившейся деловой практикой.
Помимо этого, делаются определенные поправки на сугубо российские условия низкий уровень технической оснащенности рабочих мест госслужащих, а также недостаточный уровень знаний и навыков персонала, как в сфере государственных закупок, так и в области электронных торгов.
В «Электронной России» для построения системы е-госзакупок предусмотрено следующее:
создание единой общедоступной базы данных о государственных закупках (информационный портал госзакупок);
создание подсистемы электронного документооборота для обеспечения е-госзакупок. Так, по словам Церена Церенова, руководителя департамента корпоративного управления и новой экономики МЭРТ, пилотный вариант подсистемы после его разработки будет предоставлен органам региональной власти в качестве базового, но никто навязывать его не будет;
перевод закупок сначала простой стандартизованной продукции, а потом и сложной на электронные «рельсы».
Первоначально в ФЦП «Электронная Россия» предусматривалось четыре этапа для создания системы е-госзакупок, но, в силу хронического недофинансирования программы и его последствий, можно ожидать изменений в планах реализации этапов и, возможно, пересмотра приоритетов по некоторым направлениям работ.
Проект поэтапного создания системы e-госзакупок в рамках программы «Электронная Россия»
Этап
Годы реализации
Цели
Задачи
Первый
2002 2003 гг.
Объединение информации в единую базу данных
создать условия для координации закупочной деятельности различных государственных заказчиков;
повысить доступность информации о государственных закупках;
создать единую базу данных информации о государственных закупках;
провести анализ сводной информации о государственных закупках;
создать предпосылки для реализации второго этапа.
Второй
2003 2004 гг.
Создание подсистемы электронного документооборота, параллельно с действующей системой «бумагооборота»
предложить государственным заказчикам альтернативный (более удобный, быстрый и дешевый) способ распространения информации о процедурах государственных закупок;
предложить поставщикам альтернативный способ подачи предложений на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;
повысить уровень стандартизации процедур и документации;
создать предпосылки для реализации третьего этапа.
Третий
2004 2005 гг.
Перевод закупок простой продукции на электронную основу, в форму e-госзакупок
обеспечить проведение закупок простой стандартизованной продукции через электронную систему;
обеспечить укрупнение и объединение государственного заказа на однородную продукцию;
обеспечить малому предпринимательству большие возможности по получению государственного заказа;
обеспечить единые процедуры и документацию по закупкам простой продукции;
внести соответствующие изменения в законодательную базу осуществления закупок для обеспечения государственных нужд;
создать предпосылки для реализации четвертого этапа.
Четвертый
с 2005 г.
Перевод всех закупок продукции для государственных нужд в форму е-госзакупок
перевести систему государственных закупок полностью на электронную основу;
обеспечить единые процедуры и документацию по закупкам продукции для государственных нужд.
Далеко не последней задачей первых лет реализации «Электронной России» должна была стать законотворческая деятельность (которую на федеральном уровне с большим успехом заменили агитацией и пропагандой «за ИТ»).
Когда «Электронная Россия» была представлена общественности, предполагалось, что значительное время первого года ее реализации 2002 г. будет посвящено приведению законодательной базы в соответствие с требованиями времени. Но кураторы этого направления (МЭРТ) почему-то не спешили. В результате российская нормативно-правовая база в течение этих двух лет, 20022003 гг., так и не дождалась необходимого пакета законопроектов, хотя отдельные инициативы имели место.
Михаил Солнцев: Система процентного финансирования преграда на пути полноценной автоматизации ведомств
На вопросы CNews.ru ответил Михаил Солнцев, коммерческий директор, заместитель генерального директора компании «Оптима». По мнению эксперта, несмотря на то, что формализация процедур в органах государственной власти подчас выше, чем в корпоративном секторе, ИТ-проекты здесь идут не так гладко. Основная проблема неэффективность системы процентного финансирования.
CNews.ru: По оценкам экспертов, непосредственно участвующих в государственных ИТ-проектах, эффективность ведомственной информатизации можно было бы повысить в разы, в случае должной надведомственной координации этих проектов. Подтверждает ли ваш опыт подобные наблюдения?
Михаил Солнцев: Эффективность ведомственной информатизации, в большей степени, зависит от двух факторов: от должного финансирования проектов и от степени унификации и стандартизации бизнес-процессов того или иного ведомства. Сегодня финансирование государственных проектов в России построено таким образом, что ни одно ведомство не может получить необходимых средств для комплексной информатизации, которая в свою очередь решила бы свою основную задачу повышение эффективности деятельности ведомства в целом. Бюджет на подобные проекты выделяется из общего «кошелька» и зачастую этих средств недостаточно для завершения проекта.