В России электронные госзакупки, по сути, пока не являются таковыми, то есть электронными. На практике вся документация дублируются на бумаге, поскольку именно такая форма работы имеет юридическую силу, то есть подсистемы электронного документооборота работают параллельно с действующей системой «бумагооборота». Используемые в некоторых регионах системы вызывают много вопросов у федеральных ведомств, курирующих госзакупки и «Электронную Россию». В первую очередь весьма неоднозначной является реализация аукционов, как прямых, так и обратных.
В настоящее время электронные госзакупки проводят в двух формах: электронного аукциона, проводимого в режиме реального времени через веб-сервер организатора торгов, и системы автоматизации конкурсных процедур при госзакупках, ориентированных на использование методов, предусмотренных существующим законодательством (например, открытый конкурс, запрос котировок, закупка у единого источника и т.д.). Первая форма лучше всего подходит для закупки стандартизированной продукции на устоявшемся рынке с устоявшейся номенклатурой. Электронный аукцион основан на мониторинге цен и, как отмечает Антон Никольский, исполнительный директор НАУЭТ, проводить его следует после специального исследования для обоснования его целесообразности. По заключению экспертов НАУЭТ2, функции систем электронной торговли с использованием электронного аукциона следующие:
принятие решение о проведении аукциона (мониторинга цен);
предварительное информирование (рассылка извещений об аукционе);
прохождение квалификационного отбора поставщика;
проведение электронного аукциона (в реальном масштабе времени);
Андрей Сухобоков: В ближайшие годы нас ожидает всплеск активности в сегменте систем среднего класса для госсектора
Интервью CNews.ru дал Андрей Сухобоков, директор управления корпоративных информационных систем компании «А.И.Аудит-Сервис». По мнению эксперта внедрение средств автоматизации в госсекторе идет с некоторым временным лагом по отношению к коммерческим структурам. Следствием этого будет интенсивное освоение в ближайшие годы в государственных учреждениях и организациях свободного сейчас сегмента систем среднего класса.
CNews.ru: Насколько успешно, на ваш взгляд, развивается информатизация в государственном секторе? Можно ли говорить о том, что этот процесс носит комплексный характер или пока это только «лоскутная автоматизация»?
Андрей Сухобоков: Госсектор это достаточно широкое понятие. Помимо органов исполнительной законодательной и судебной власти сюда ещё относятся: подавляющая часть учреждений социального назначения (здравоохранение, образование, культура, фундаментальная наука); подразделения силовых ведомств (армейские части, органы МВД, структуры других ведомств); предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК);
органы муниципального управления; муниципальные предприятия. В каждом из перечисленных сегментов процесс внедрения систем обработки данных и управления имеет свои особенности и идёт разными темпами.