Говоря о законности реализованных в Белгородской области обратных аукционов, Олег Бяхов, начальник управления по координации ФЦП «Электронная Россия» Министерства по связи и информатизации РФ, отметил: «Как эксперимент это нормально. Меня интересует одно они утверждают, что реализовали механизм обратных аукционов, что вызывает острый протест у ведомства, которое координирует государственные закупки в нашей стране, у МЭРТ, потому что реализованное лежит вне правового поля, которое регулирует закон о госзакупках. … Есть одно жесткое положение закона о госзакупках, которое никакой аукцион провести не позволяет: ни обратный, ни прямой. В нем говорится о том, что госзакупки свыше установленного объема осуществляются только на конкурсной основе и один участник конкурса имеет право подать одну заявку в том числе и по цене. Когда мы начинаем говорить об аукционе, прямом ли, обратном ли, он подразумевает, что один участник торгов может подать много заявок, отличающихся друг от друга по ценовым параметрам. Но мы сейчас не умеем неценовыми параметрами в госзакупках пользоваться. У нас нет стандартных классификаторов продуктов и когда мы говорим, что закупаем компьютеры для рабочих мест, здесь имеется определенная стандартизация. Но нам очень далеко до того, как в США, например, проводится выбор оператора-поставщика услуг связи для Федерального правительства. Там подписывается договор на 96 месяцев и должно быть не менее двух поставщиков магистральной связи. У нас пока еще не готовы к формированию такого рода заявок, на услуги тем более».
Но существуют и другие препятствия на пути перехода к электронным госзакупкам. «Еще одна проблема отсутствие на верхнем управленческом уровне четкого представления, что даст система электронных госзакупок региону, комментирует CNews.ru ключевые факторы перехода госзакупок на электронные „рельсы“ Александр Карпачев, президент корпорации „Парус“. Иногда только после подписания документов, региональные органы власти начинают формулировать цели проекта, определять объекты автоматизации. Многие чиновники откровенно побаиваются, что электронные технологии, обеспечивающие прозрачность процесса госзакупок и значительно расширяющие поле честной конкуренции в борьбе за госзаказ, могут уменьшить их влияние».
Проблемы перехода на e-госзакупки в нашей стране те же, что и для внедрения систем электронной торговли, и, по словам исполнительного директора НАУЭТ Антона Никольского, они следующие:
законодательство (соблюдение сроков и требований к проведению закупок);
использование классификаторов товаров, реестров поставщиков и заказчиков;
идентификация пользователя (использование ЭЦП и наличие УЦ);
соблюдение конфиденциальности (шифрование);
придание документу юридической силы (обеспечивается использованием ЭЦП);
обеспечение возможности подачи предложений в традиционном виде;
обеспечение интернета у поставщиков.
Участники госзакупок, эксперты и аналитики в один голос утверждают, что российское законодательство тормозит внедрение средств и методов электронного обмена документами при размещении государственных заказов. Так, в настоящее время нормативно-правовая база госзакупок выглядит следующим образом:
закупки на нужды федеральных органов исполнительной власти в части конкурсных торгов регулируются 97-ФЗ, в части прочих методов закупок 305 Указом;
остальные госзакупки, в том числе закупки на нужды субъектов РФ, регулируются региональным законодательством и 305 Указом;
муниципальные закупки не попадают под действие федерального и регионального законодательства о госзакупках и регулируются местным законодательством;
госзакупки в рамках оборонного заказа, закупок сельхозпродукции и продовольствия также регулируются специальными законами, по части процедур не отличающимися от 97-ФЗ.
Фактически законодательство РФ делает невозможным осуществление e-госзакупок для федеральных нужд. Так, в 97-ФЗ имеются следующие нормы касательно формы обмена сообщениями и документами между организатором конкурса и его участниками:
обмен сведениями между организатором конкурса и участниками конкурса должен осуществляться в письменной форме (статья 7);
ответы организатора конкурса на запросы о разъяснении конкурсной документации и документации о предварительном отборе осуществляются в письменной форме (статьи 11 и 12);
заявка на участие в конкурсе оформляется в письменной форме (статья 16);
уведомление о признании участника конкурса победителем конкурса направляется в письменной форме (статья 21).
По словам Антона Никольского, исполнительного директора НАУЭТ, для внедрения е-госзакупокнормативно-правовая база должна:
регулировать вопросы использования электронной цифровой подписи, электронных документов при размещении государственных заказов;
приравнивать сделки, заключенные путем обмена электронными документами по электронным каналам связи, к гражданско-правовым сделкам, осуществляемым в обычном порядке;
разрешать проведение государственных закупок с использованием средств электронной коммерции и обмена электронными документами;
регулировать вопросы выбора способов закупок с учетом особенностей электронной коммерции;
устанавливать основные требования к срокам, процедурам и документам исходя из особенностей обмена информацией в электронной форме.
Ранее предполагалось, что в рамках «Электронной России» часть этих проблем будет решена к моменту написания этой статьи. Так, значительное время первого года реализации программы, как, впрочем, и второго, должно было быть потрачено на приведение законодательства в соответствие с требованиями времени. Но российская нормативно-правовая база так и не дождалась необходимого пакета законопроектов. Однако, базовый законопроект «Об электронной цифровой подписи (ЭЦП)», который разрабатывали и публично обсуждали еще с 1999 года, был все же принят и вступил в законную силу, но так и не заработал (корпоративные системы аутентификации, по сути, ЭЦП, весьма успешно работавшие в Газпроме, ЦБ и др. крупных структурах не в счет). Причины этого в том, что, как сообщил CNews.ru компетентный источник из руководства программы «Электронная Россия», "этот закон был принят «под ФАПСИ» и, более того, после упразднения ведомства в некоторых кабинетах звучали призывы переписать закон, то есть «принять его заново».
В то же время, при подготовке законопроекта об ЭЦП, проводились неоднократные консультации с ведомствами, где не первый год работают корпоративные системы аутентификации. «Когда готовился закон об ЭЦП, мы активно участвовали в работе над ним, но в последний момент к нашему мнению не прислушались и сделали закон общего действия. Он получился не очень практичным, довольно сложным для применения, сообщил в эксклюзивном интервью CNews.ru Михаил Сенаторов, заместитель председателя Банка России, директор департамента информационных систем. Закон об ЭЦП общего действия, как правила дорожного движения. Здесь не имеет значения кто вы и на какой машине едете, есть общие правила, и по этим правилам должны ездить».
Другой законопроект «Об электронной торговле» Государственная Дума приняла только в первом чтении в июле 2001 года. Дальше дело не продвинулось, сейчас в разработке находится и еще один закон «Об электронном документе». Кроме того, в Думе лежат еще два законопроекта «О госзакупках». Однако, как известно из компетентных источников, в них ничего нет о механизме ведения электронных госзакупок и электронных торгов.
Теперь определенные надежды возлагаются на скорую «легализацию» электронной торговли, которые связываются с заявлениями МЭРТ. Так, Церен Церенов, руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики МЭРТ, в своем интервью CNews.ru отметил: «Ведется разработка законов, стимулирующих электронную торговлю. Я уже говорил о готовности ряда регионов к электронным торгам, но законодательство не позволяет должным образом использовать эти наработки». Однако предыдущие годы достаточно вялой активности государственных структур и текст принятого закона об ЭЦП заставляют заинтересованных участников складывающегося рынка e-госзакупок проявлять недюжинную активность. Как сообщил CNews.ru председатель правления НАУЭТ Дмитрий Черешкин, «основным направлением деятельности НАУЭТ в 2004 году будет создание условий для построения системы электронных торговых площадок (ЭТП) для госзакупок. …Другим направлением, на котором предполагает сосредоточиться НАУЭТ, является разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере ЭТ, а именно проведение в рамках координационно-методологического центра экспертизы тех законопроектов и положений, которые готовятся в Государственной Думе по правовому сопровождению системы электронной торговли».
Относительное новое направление работ по узакониванию e-госзакупок лежит в сфере подготовки Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года (далее Концепция). «Одним из основных направлений в проекте Концепции является „поддержка принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития“. Системы электронных госзакупок, а именно накапливаемая аналитическая информация о закупках, ценах, объемах, поставщиках, является информационной базой для последующих решений, связанных с различными аспектами социально-экономического развития страны, отметил Антон Никольский, исполнительный директор НАУЭТ, рассказывая CNews.ru о перспективах e-госзакупок. Широкое внедрение систем электронных госзакупок позволяет более эффективно управлять государственными ресурсами, а также создает условия для развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках. Именно эти цели декларируются в проекте Концепции».
Тенденции и перспективы
Участники госзакупок, эксперты и аналитики в один голос утверждают, что российское законодательство тормозит внедрение средств и методов электронного обмена документами при размещении государственных заказов. Так, в настоящее время, согласно заключениям экспертов НАУЭТ2:
Проекты по созданию систем e-госзакупок реализуются в отсутствие регламентирующего их федерального законодательства.
Реализация проектов по созданию систем е-госзакупок носит региональный (локальный) характер и взаимодействие между ними отсутствует.
Региональные системы е-госзакупок строятся на различных технологических платформах и в их основе лежат разные подходы и принципы.
Функциональный состав региональных систем е-госзакупок различен. Различные системы автоматизируют разный набор функций, связанных с закупками.
Большинство региональных систем е-госзакупок не использует ЭЦП по причине отсутствия инфраструктуры удостоверяющих центров. Кроме того, наличие или отсутствие ЭЦП в системе e-госзакупок не дает никаких правовых плюсов.
Затраты (как временные, так и финансовые) на создание полноценной системы е-госзакупок значительны и для многих регионов являются неподъемными.
Часть регионов использует только лишь модуль «электронного аукциона», с целью достижения краткосрочного бюджетного эффекта.
Как отметил Александр Карпачев, президент корпорации «Парус», в интервью CNews.ru: «Изучая, сложившиеся в разных регионах организационные структуры, мы столкнулись с их многообразием. Так, в Чувашии департаменты размещают заказы по отраслевому принципу. В Ханты-Мансийском округе действует система единых госзакупок для муниципальных субъектов. В Красноярском крае „Служба государственного заказа“ объединяет не только материальные, но и финансовые потоки края». Более того, «на сегодня нет единой системы расчета эффективности е-госзакупок», отмечает Антон Никольский, исполнительный директор НАУЭТ, хотя технологические перспективы развития электронных госзакупок в России большие.