|
|
На электронное правительство денег нет даже у самых богатыхСодержание:
За последние два года госсектор стал одним из наиболее динамично развивающихся вертикальных мировых рынков для поставщиков Модель G2C предполагает использование интернета для получения гражданином от государства определенного набора услуг: например, кредита, льгот, консультаций, образовательных материалов и пр. Также в эту форму взаимодействия включены ключевые аспекты взаимодействия госструктур и граждан: социальные услуги, гранты/займы, налоги и пр. Ключевыми решениями, используемыми для создания G2C систем являются т.н. Для решения задачи оптимизации взаимодействия государства и бизнеса используется модель G2B. Системы данного класса осуществляют сбор информации и обеспечение к ней доступа различным пользователям. Ключевые цели внедрения систем: регулирование, экономическое взаимодействие, торговля, лицензирование, гранты/займы, управление активами, налоги. Информационные системы G2G создаются для обмена и интеграции данных, поступающих от федеральных и региональных органов власти. Внедрение этих систем нацелено на повышение эффективности работы государственного аппарата через оптимизацию документооборота и механизма принятия решений. В современной мировой практике для повышения эффективности принятия решений в органах государственной власти активно используется опыт коммерческих структур. Именно задачу адаптации лучших коммерческих практик к решению государственных задач решают системы класса IEE. В данном случае речь идет об аналитических системах, решениях управления кадрами, финансами и т.п. Из показанных систем видно, что все предлагаемые решения имеют под собой надежную логическую основу. Объективных возражений почти нет, кроме, пожалуй, одного для создания «электронного правительства» необходимы колоссальные ресурсы и позволить такую удобную роскошь могут себе лишь очень богатые страны с устойчиво растущей экономикой. Сегодня таких в мире почти нет. Так как большинство стран сегодня не в состоянии тратить значительные суммы на создание электронных систем, хотя и понимают пользу от их внедрения и использования, поставщики решений вынуждены «силой формировать спрос». Особенно преуспевают в данном вопросе американские компании разработчики ПО и компьютерного оборудования. Для роста продаж в госсекторе используется масса инструментов, основной среди которых создание иллюзии повсеместного использования систем «электронного правительства» в странах Европы и Северной Америки. Торговая палата США, являясь всего лишь ассоциацией Индекс электронных правительств по состоянию на 2001 г.
Источник: Торговая палата США Когда речь заходит о дороговизне «электронного правительства», то важно понимать, что собственно создание системы это лишь малая часть от общих затрат государства. Основная доля расходов приходится именно на содержание системы, а на это денег не хватает даже у самых богатых стран. Так, совсем недавно было объявлено о том, что под угрозой срыва находится проект электронного правительства Великобритании, включающий сервисы интерактивного цифрового телевидения, системы работы со Электронными правительствами, однако, недовольны не только британцы. Не далее как в ноябре 2003 года, в специальном докладе Организации Объединенных Наций говорилось о том, что системы будут, скорее всего, неэффективными Между тем, денег на «электронные правительства» по всему миру тратится совсем не мало. По прогнозам аналитиков Gartner, правительства европейских стран в 2003 г должны были выделить на ИТ более 67,8 млрд. долл. Этот показатель на 3,6% больше, чем в 2002 г., а к 2005 г. он увеличится до 74,5 млрд. долл. Из всех европейских стран больше всего инвестируют в ИТ та же Великобритания и с существенным отрывом от нее Германия. В 2003 г. объемы их капиталовложений в информатизацию госсектора составили 22 млрд. долл. и 11 млрд. долл., соответственно. При этом среднегодовой На Британию и Германию приходится почти половина от всех европейских инвестиций в ИТ Источник: Gartner, 2003 Аналитики Gartner оценивают госсектор как один из наиболее быстрорастущих вертикальных
Аналитики весьма справедливо отмечают, что выделяя столь значительные средства на ИТ, чиновники европейских стран столкнулись с проблемой предоставления детального отчета о вкладываемых средствах, а также оценки их эффективности. Налогоплательщики хотят уверенности в том, что их денежные взносы идут на действительно необходимые и продуктивные решения. Очевидно, что традиционные коммерческие методы оценки возврата инвестиций (ROI) для правительственных проектов мало адекватны. Скорее здесь нужно исходить из таких показателей, как: увеличение доступа к общественным услугам, создание новых рынков, повышение занятости, техническое совершенствование и повышение образовательного уровня. В свою очередь, эксперты Gartner предлагают оценивать эффективность С точки зрения « Характерно, что вопрос оценки эффективности Тем не менее, в рамках ЕС продолжают активно разрабатываться стратегии дальнейшего развития инициативы Не отстают в гонке развития «электронных правительств» и другие регионы мира. Наибольшую активность в повышении уровня информатизации собственного госсектора проявил Ближний Восток Оман и ОАЭ, а также В данный момент сингапурское правительство активно расширяет объем услуг, предоставляемых гражданам в режиме онлайн. В 2002 г. портальной системой поддерживалось более 1 600 сервисов. В план правительственных задач, подлежащих реализации до 2006 г. входит внедрение дополнительных 12 межведомственных сервисов, увеличение доли пользователей онлайновых правительственных сервисов до 90%, увеличение доли пользователей, удовлетворенных качеством предоставляемых в режиме онлайн услуг, до 90%. Примечателен тот факт, что в процессе реализации инициативы Вопрос необходимости использования ИТ в госсекторе сегодня, конечно, не стоит. Без современных технологий государственный аппарат сегодня уже не сможет быть адекватным тем задачам, которые ставит перед ним общество. Все, к чему призывают специалисты это благоразумие при использовании данного инструмента. Особенно актуален этот призыв для не очень богатых стран: деньги выброшенные на ветер здесь никогда не лишние. Максим Казак, Мария Попова Проект: SAP в Национальном банке УкраиныНациональный банк Украины является центральным банком Украины и координирует деятельность банковской системы страны. В 1997 году Национальный банк Украины, готовясь к переходу банковской системы на международные стандарты, выбрал систему R/3 компании SAP в качестве готовой технологии для построения комплексной системы автоматизации учета банковских и собственных хозяйственных операций. В 19971998 гг. в модуле FI (Финансы) системы SAP R/3 началось построение Главной книги Национального Банка Украины. В 1999 году уже на основе системы R/3 в стандартных технологиях системы, началась автоматизация |