Страны азиатского региона примкнули к инициативе по созданию электронных правительств несколько позже, чем европейские государства. Наибольшую активность в повышении уровня информатизации собственного госсектора проявил Ближний Восток Оман и ОАЭ, а также юго-восточный Сингапур.
Арабский Восток
Очевидно, что в целом более низкий уровень информатизации арабских стран, по сравнению хотя бы с европейским, диктовал свой список приоритетных задач на пути к онлайновой форме взаимодействия граждан и государства. Первичные потребности здесь концентрировались в первую очередь в области обеспечения технической инфраструктуры (IDSN, 3G, беспроводных сетей, DSL, Ethernet), распространения специализированного ПО и обеспечения должного уровня безопасности онлайновых транзакций. На следующем этапе предполагалось разработать многофункциональные стратегии развития, как на технологическом, так и на законодательном уровне. Далее необходимо было запустить в пилотном режиме собственно интернет-площадки.
На фоне решения технологических задач, арабским правительствам параллельно требовалось обеспечить заинтересованность и лояльность со стороны будущих пользователей вновь создаваемых веб-ресурсов. Решение этого вопроса было отдано на откуп средствам массовой информации, которые должны были привлечь внимание широкой общественности к феномену интернета, продемонстрировать его преимущества и новые сервисные возможности. Параллельно разрабатывались рекомендательные программы общественного развития и образовательные инициативы.
Задача повышения общего уровня осведомленности о бизнес-возможностях онлайновой среды ставилась также и на корпоративном уровне. Так, крупные компании обязывались к своего рода популистским мерам наподобие контроля за введением повсеместного использования электронной почты или обязательного реинжиниринга внутренних бизнес-процессов. Своего рода коммерческими стимулами повышения лояльности потенциальных участников онлайновых транзакций с государством к системам электронного правительства должны стать такие факторы, как распространение цифрового и веб-телевидения, мобильных устройств, ADSL и в целом рост интернет-активности населения.
На данный момент сектор e-government ближневосточных стран находится на начальной стадии развития. В сети уже представлены отдельные муниципальные порталы, постепенно вводится режим онлайновых консультаций и других видов взаимодействия граждан с правительственными структурами. Предполагается, что в ближайшее время будет активно внедряться система электронных госзакупок и поддержка рядах ключевых административных сервисов.
Сингапур
Несмотря на проявляемую арабским востоком активность в области развития высоких технологий, темпы информатизации здесь заметно отстают от показателей традиционных южно-азиатскихИТ-лидеров. По уровню освоения правительственного онлайн-сектора лидирующую позицию сейчас занимает Сингапур. Компьютеризация госсектора в этой стране начиналась еще в 80-е гг. Расходы на ИТ всегда составляли немалую долю госбюджета так, на первом этапе программы по запуску электронного правительства (20002003 г.) было выделено 1,5 млрд. долл. Бюджет второго, недавно начавшегося этапа (20032006 г.), составил немногим меньше 1,3 млрд. долл.
В данный момент сингапурское правительство активно расширяет объем услуг, предоставляемых гражданам в режиме онлайн. В 2002 г. портальной системой поддерживалось более 1 600 сервисов. В план правительственных задач, подлежащих реализации до 2006 г. входит:
внедрение дополнительных 12 межведомственных сервисов,
увеличение доли пользователей онлайновых правительственных сервисов до 90%,
увеличение доли пользователей, удовлетворенных качеством предоставляемых в режиме онлайн услуг, до 90%.
Сейчас работа порталов, через которые граждане могут связаться с госструктурами для решения любых вопросов, поддерживается в режиме 24х7. Их посещаемость увеличилась с 240 тыс. хитов в месяц в октябре 2001 г. до 14,4 млн. хитов в месяц в июне 2003 г. Объем электронных госзакупок в 2002 г. составил около 262 млн. долл.
По прогнозам экспертов на 2006 г., так называемый e-lifestyle станет в Сингапуре доминирующим. Определенной гарантией здесь служит устойчивая тенденция к постоянному росту числа физических и юридических лиц, заинтересованных в онлайновом взаимодействии с правительством. Уже сейчас стало нормой взаимодействие на уровне «бизнес-правительство». Для коммерческих предприятий перенос взаимодействия с госструктурами в онлайновый режим обеспечил существенную экономию времени и средств.
Примечателен тот факт, что в процессе реализации инициативы e-government Сингапур не ориентировался на американскую модель которая параллельно формировалась в тот же период времени.